Finversia.ru,
31 октября 2019 г.
На свой страх и риск: банки стали выдавать автокредиты без автокаско 566 просмотров
В России набирает популярность новый вид кредита на покупку автомобиля - сразу несколько банков предлагают кредиты без автокаско. Преимущество таких продуктов в простоте и скорости, недостатки – в стоимости. Есть ли перспективы у этого рынка и как новации отразятся на страховщиках?
Автокредиты без обязательного оформления автокаско в продуктовой линейке лидеров рынка присутствовали всегда. Однако этот вид кредитования не пользовался большим спросом. Ведь покупая новый автомобиль, люди, в большинстве случаев, стремятся застраховать покупку. Кроме того, кредиты с автокаско (для покупок на первичном рынке) обычно преобладают в банковских портфелях, их доля, по разным оценкам, составляет 85-95%. Обратная картина наблюдается на вторичном рынке – там, где стоимость страхования для поддержанных автомобилей резко возрастает. К примеру, на третий-четвёртый год страхования стоимость автокаско может доходить до четверти от стоимости авто и даже больше. Поэтому почти каждый второй кредит на подержанную машину выдаётся без страхования.
Однако в последние два года спрос на кредиты без автокаско на новые авто начал расти. Это связано с тем, что банки почти выбрали базу «хороших» заёмщиков, а также с общим снижением покупательского спроса в связи с падением шестой год подряд реальных доходов населения. Одним словом, денег у людей становится всё меньше и появляется экономический смысл в том, чтобы сэкономить несколько процентных пунктов.
Впрочем, переплата по кредиту без страхования не такая уж маленькая – варьируется от 8,5 до 12,5 процентных пунктов. Теперь давайте сравним со средней стоимостью автокаско: 5-10% от стоимости авто. Однако тут не нужно забывать, что процентная ставка – не единственный фактор при выборе кредита, не менее важна его срочность и размер первоначального взноса. И тут кредит без страхования явно проигрывает: сроки, как правило, меньше, а первоначальный взнос может быть в несколько раз выше, чем по кредиту со страхованием, доходя до половины от стоимости авто.
Фактически, автокредиты без автокаско по своим основным параметрам приближаются к необеспеченным кредитам наличными. В настоящее время таких «нестраховых» кредитов в месяц выдаётся суммарно на несколько десятков миллионов рублей. При этом по итогам первого полугодия 2019 года только Сбербанка – лидер по размеру «автопортфеля» - выдал кредитов на 111,5 млрд рублей. Второе место за банком ВТБ с 110,8 млрд рублей, третье – за группой Societe Generale с 108,4 млрд рублей. Более того, отечественный рынок автокредитования продолжает оставаться крайне монополизированным, где 80% продаж приходится на пять крупнейших банков. А банки, которые в последний год активизировали продажи кредитов без страхования, как раз не входят эту «великолепную пятерку». Понятное дело, что речь идёт о конкуренции, о попытке отвоевать часть рынка у грандов.
Стоит ли волноваться в связи с ростом популярности новых кредитных программ страховщикам? Даже не смотря на незначительные масштабы, о которых мы написали выше, однозначно стоит. Не секрет, что именно банки – основной на сегодня канал продаж страховых продуктов. Тем более, в том, что касается кредитного страхования. ЦБ, в своем обзоре страхового рынка по итогам первого полугодия сообщает, что количество заключенных договоров страхования автокаско увеличилось до 1,3 млн единиц (+2,4% за год). При этом регулятор прямо отмечает, что увеличение числа договоров «также обеспечено продлением программ господдержки автокредитования и автолизинга». По данным ЦБ число выданных автокредитов во II квартале 2019 года выросло на 8%, а всего в кредит было приобретено 241,2 тыс. автомобилей.
Не стоит забывать, что каско для страховщиков выгодно ещё и потому, что в дальнейшем этим клиентам можно предлагать другие страховые продукты.
Но даже несмотря на рост числа новых договоров, в страховании автокаско сохраняется тенденция снижения стоимости страхового полиса. В ЦБ объясняют это распространением страховых продуктов с франшизами, конкуренцией страховщиков за низкоубыточных клиентов и усеченными программами страхования. Так, по итогам первого полугодия средняя страховая премия снизилась на 4,8% (до 33,1 тыс. рублей) в целом по рынку автокаско и на 5,4% (до 26 тыс. рублей) по договорам с физическими лицами. Для сравнения: еще три года назад средняя страховая премия в этом сегменте была в 1,5 раза выше.
Это сокращение не смог компенсировать даже рост числа договоров, в результате чего объем взносов по страхованию автокаско сократился на 2,6%, до 42,3 млрд рублей. ЦБ предупреждает о том, что собираемость взносов может сократиться еще сильнее, связывая это с падением продаж новых автомобилей.
В том случае, если условия автокредитов без автокаско будут становиться более привлекательными (а предпосылки к этому есть), а их объемы начнут расти более высокими темпами чем сейчас, страховой рынок может столкнуться с ощутимым падением взносов по этому виду страхования.
Каковы перспективы кредитов без автокаско с точки зрения конечных потребителей? Проще говоря, экономить на страховании или нет, даже если банк не настаивает на приобретении полиса? Мы уже упомянули о повышенном первоначальном взносе, высокой ставке, сжатых сроках, осталось добавить, что клиент остаётся, что называется, один на один не только с кредитом – но и на дороге. Кто вернёт ему автомобиль в случае его повреждения или угона? Так уж важна выгода в несколько процентных пунктов в сравнении с рисками на дороге, с их непредсказуемостью? Более того, учитывая существующее сегодня разнообразие подобных страховых продуктов, можно найти автокаско «по вкусу» - выбрать из множества программ подходящий полис.
Валерий КУРГАНОВ, генеральный директор страховой компании «Проминстрах»
Вся пресса за 31 октября 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Автострахование, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 сентября 2025 г.

|
|
360.ru, 25 сентября 2025 г.
Бизнесмен Астафьев сообщил, что банки не имеют права навязывать сопутствующие услуги

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
Глава КАПИТАЛ LIFE Гуревич рассказал о клиентской ценности страхования жизни

|
|
Газета.Ru, 25 сентября 2025 г.
В России выросла доля аварий по вине пожилых водителей

|
|
Коммерсантъ онлайн, 25 сентября 2025 г.
Экс руководство красноярского ФОМС ждет суд за нецелевое расходование

|
|
МК-Чебоксары, 25 сентября 2025 г.
Почти каждый пятый тракторист нарушает ПДД

|
|
Аргументы недели, 25 сентября 2025 г.
Экс-сотрудника ДПС задержали за участие в мошеннической схеме со страховками

|
|
Коммерсантъ онлайн, 25 сентября 2025 г.
Глава ВТБ допустил отказ от продажи «Росгосстраха»

|
|
Интерфакс, 25 сентября 2025 г.
Банк России обеспокоен низким уровнем выплат в практике банкострахования

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
Зампред ЦБ: каждый третий случай по кредитному страхованию жизни не возмещается

|
|
korins.ru, 25 сентября 2025 г.
ВСС планирует разработать стандарты для повышения качества страхования заёмщиков

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
Костин: появились еще несколько претендентов на покупку «Росгосстраха»

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
В Черногории задержали члена группировки, похитившей у страховщиков 11 млн рублей

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
ЦБ отметил важность деталей в вопросе перезапуска инвестиционного страхования жизни

|
|
Интерфакс, 25 сентября 2025 г.
ФАС готовит законопроект о допустимых условиях соглашений банков и страховщиков

|
|
Ведомости, 25 сентября 2025 г.
Водителей без ОСАГО предложили штрафовать по камерам раз в сутки

|
|
zakon.kz, 25 сентября 2025 г.
Установлен уровень убыточности в обязательном автостраховании на 2026 год

|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 25 сентября 2025 г.
Штрафы с камер за езду без ОСАГО предложили выписывать раз в сутки

|
 Остальные материалы за 25 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|